Аукштайтия / Аугшземе / Аўкштота / Aukštaitija


(Alboro Komar Stachowski) #1

Восточные аукштайты… Здесь все не так просто… Начну из далека, что бы не напугать. Древнее племя Селов, из аутентичных письменных источников « Певтингерова карта (Tabula Peutingeriana)», известна река Селов (Cap. fl. Selliani),эт гдет 2 век н.э.
Селония, также Селия, земля Селов или Селене (латыш. Sēlija, Sēlene, лит. Sėla, лат. terra, que Selen dicitur, Selonia, нем. Sêlen lant) было объединение нескольких краёв на территории Латвии и Литвы, где проживали селы. Эт из Вики… Но вот, интересно, СЕЛЫ, как выяснилось не самоназвание… Автор Певтингеровой карты, а позднее Генрих Латвийский использовали название племен и народов из языка ЛИВОВ, а также и многие географические термины.
Ливы нам говорят следующие… на их языке это звучит как SÄLLI , а это значит « ВЕРХНИЕ»!!! ( люди ). Под этим именем Селы стали известны Орденским братьям. А благодаря ливонским хронистам, под этим именем они вошли в историю… Загадочное племя… последние упоминания о котором датируются первой декадой 14 в. Но уже в 12 в., Селы утратили язык и этнокультурную идентичность. Поздние захоронения Селов абсолютно идентичны латгальским, отличие в совсем незначительных деталях… Язык, Селы утратили еще раньше… Уже в 13в., по свидельсвам хронистов, языком Селов был латгальский, но некоторые особенности, присущие только Селам, сохранились в форме восходящих говоров. Эти говоры , тип купишских, аникщяйских и других, сохранились до настоящего времени. Информация о Селах крайне скудна, но вот что говорят о них латышские антропологи, антропологический тип Селов практически идентичен антропотипу Ливов. Материальный инвентарь ранних могильников Селов, так же близок к найденному у Ливов. Тобишь, Селы, изначально прибалтийское ФИННСКОЕ племя, родственное Ливам, но подвергшееся мощнейшему ассимиляционному воздействию со стороны балтских племен. Изначально, со стороны Куршей, есть такая гипотеза, но земгалы потрудились больше, но в основном отличились Латгалы. Как я уже упоминал выше, Селы, к началу 13 в., практически растворились в среде латгалов… Но у Селов было и самоназвание, вероятно более позднее… они называли себя: “augštiešiem”, вероятно под влиянием латгальского. В латышском языке Селонию также называет словом Аугшземе (от латгальского augsts — «верхний», «верхняя земля»), там проживающих жителей «аугшземниеки», а селонские выговоры латышского языка принадлежат к диалекту аугшземниеков (augšzemnieku dialekts). В Латвии сохранились древние топонимы,. южнее Даугаупилса ( кстати пилс на яыке Селов, замок, город ), название возвышенности, древняя земля Селов. В соседней Литве память о селах попытались стереть. Интерес к ним проявился совсем недавно, по той причине, что латыши стали слишком активно рыть в этой теме. Такое же значение имеет название этнографической области в Литве Аукштайтия (от земгальского. aukštas — «верхний», «верхняя земля»), в состав которой входила часть Селонии. В этом нет ничего удивительного, граница между ливами и селами проходила у холма DOLEN, и тогда и сегодня самая высокая точка в нижнем течении Двины. Уже в середине первого тысячелетия племя Селов было древним и слабеющим, но со значительным культурным и ремесленным багажом. Менее развитые, но крайне агрессивные племена земгалов, а особенно латгалов, не встретив никакого сопротивления, достаточно быстро заняли землю Селов, которые растворились в массе прибывшего населения и прекратили свое существование как отдельный этнос, оставив лишь, как память о себе заметные языковые реликты и культурное наследие, которое выразилось в культуре «курганов с каменными вецами» присущих ранним земгалам и латгалам, впрочем достаточно быстро вернувшихся к традиционным для них грунтовым могильникам. Земли заселенные Cелами или AUGŠTIEŠIEM, соседние балты звали, как уже говорилось АУГШЗЕМЕ, так как латгальский и земгальский на то время мало друг от друга отличались, племена были близкородственные. Латгальский один из наиболее сохранившихся балтских языков, помимо того в землях латгалов сохранились древние латгальские топонимы и гидронимы. На физ. карте Латвии, южнее ДАУГАУПИЛСА… Литовский АУКшТАЙтиЯ – это новодел и Калька с немецкого. После полной ассимиляции Селов латгалами и постепенного увеличения процентного соотношения населения в пользу латгалов на АуГШЗЕМЕ, название постепенно перешло на них. Тевтоны переняли его у жемайтов, ливонцы этот термин не использовали, предпочитая ливскую терминологию. Постепенно термин Аукштайтия утратил свой первоначальный смысл и распространился, в первую очередь на заселивших територрия Селов Латгалов, а позже и на всю заселенную Латгалами возвышенность, почти до Гродно. Но долгое время эта земля была известна как Нальша ( от Налесье , без Селонии). Уже прусские немцы после ликвидации Нальши Войшелком, обозначили этот край Аукштайтией, переняв термин у жемайтов, как я грил выше… Сам по себе термин существовал до тех пор пока существовала проблема дарственной Миндовга… И возродил его из небытия Нарбут, придав ему изначально неверный смысл, а в 19 в. определенные силы попытались сделать из нее Икону… Да, кстати, южная граница земли Селов - Утена. Но и в окрестностях Вилькомира, плотность Селийского населения была достаточно высокой.


(Vicen Panucevič) #2

Зігмас Зинкявичюс.

  1. «Аўкштайція займае значна меншую тэрыторыю, чым аукштайский дыялект, які ахоплівае ўсіх літоўцаў-нежемайтов …»
    і далей па тэксце: «… такім чынам, паняцце этнаграфічнай Аўкштоты варта прызнаць ня устояным» - піша Зігмас Зинкявичюс.
    Хто-б спрачаўся, але вось яшчэ …
  2. «… ядро дадзенага краю ў старажытнасці складалі ўзвышшы паміж Вільнюсам і Ашмянамі» - працягвае Зігмас Зинкявичю
    Зноў прывяду мапу.
    Ашмянскае ўзвышша пачынаецца ў Мінскай вобласці ў адзнакі 239, 6 м каля населенага пункта з характэрнай назвай «Літва» (трэба ж, якое супадзенне!), Перасякае тэрыторыю Ашмянскага раёна і заканчваецца ў адзнакі 249, 6 у паселішчы Акмяните -Папалюкай пад Вільняй.
    Застаецца толькі перавесці дадзеныя на тапаграфічную карту, заштрыхаваць, і вось яна - старажытная Аўкштайція!
    На марцы - знаёмы нам знак. У нас - гэта “восьмирог нябесны агонь”